Лийна Сийб. Женщина занимает мало места. Эстонский павильон на 54-й Венецианской биеннале, 2011. Фотография: Лийна Сийб.

На 54-й Венецианской международной биеннале в Эстонском павильоне экспонировалась выставка Лийны Сийб «Женщина занимает мало места» (04.06.–27.11.2011). Выставка состояла из шести концептуально объединенных пространственных инсталляций в похожей на квартиру (не)принужденной обстановке. В своих фото-, видео- и специфически пространственных инсталляциях художница изучала различные темы, начиная от женственности и социального пространства, охватывая различные репрезентации женщин в нынешнем обществе и заканчивая «женскими» местпми работы и проституцией. Выставка проходила во дворце Малипьеро.

В серии фотографий на выставке под названием «Женщина занимает мало места» («A Woman Takes Little Space») (2007–2011) запечатлены женщины разного возраста и разного социального статуса на их рабочих местах. Чуть неуклюжая комичность названия и странное предъявленное обвинение выдвигают на первый план верхний и самый злободневный уровень выставки: на эту серию художницу вдохновило высказывание, опубликованное несколько лет назад в одной из эстонских газет. В этой статье-мнении на тему равноправия полов говорилось, что женщине для ежедневной работы требуется меньше пространства (и меньшая заработная плата), чем мужчине. Этот вопрос, сквозящий через всю выставку, как раз касается механизмов, позволяющих таким представлениям (хотя они чаще всего замалчиваются в публичных дебатах в целях политкорректности) беспроблемно существовать сейчас и в будущем при молчаливом согласии обеих сторон. Эта проблема социального неравенства, конечно, не является отдельно стоящей темой, она произрастает из более глубоких и сложных, переплетенных между собой и зачастую остающихся незаметными шаблонов мышления и поведенческих практик, касающихся гендерных ролей и женской «натуры».

Если «Женщина занимает мало места» весьма прямолинейно формулирует ту часть проблем, которая находится над водой (хотя фотографии не только не кодируют, то местами и декодируют друг друга,  изменяя картинку на весьма многослойную), то в других произведениях предпринята попытка как будто бы отступить на шаг назад и исследовать, на каких уровнях и в какой взаимосвязи  находятся кажущиеся «естественными» ролевые модели и какими разными способами проявляется их истинная конфликтность.

Инсталляции «Своя комната» («A Room of One’s Own») (2011) показывает видео о домашних делах и домашней жизни семейных женщин, живущих в новом районе недалеко от Таллинна, а рядом с ними на фоне зимнего ландшафта на концерте под открытым небом танцующих друг с другом русских женщин. Произведение «Apartness» (2008) представлено фотографиями женщины средних лет, которая наряжается согласно своему представлению о том, о чем фантазируют мужчины, создав гипертрофированный образ женщины. В видеоинсталляции «Averse Body» (2007) слышны интервью с проститутками, снятые из окна автомобиля на фоне видов ночного Таллинна. Художница спрашивает у проституток, что они думают о своем теле, что об их теле думают их клиенты, что они хотели бы в себе изменить, сколько времени они тратят на свою внешность и т.д. Наряду с произведениями, сосредоточенными на приватной сфере и на теле, в видео «Unsocial Hours» (2011) показана модель трудовой и социальной жизни и круговорот посредством питания, а именно через дешевые булочки, которые пекут в ночной кондитерской, продают в киоске на Балтийском вокзале, едят в ласнамяэских кафе или в больнице Пельгулинна в минуты отдыха врачей и медсестер. Кроме пространственных наблюдений здесь наиболее интенсивно выносится на первый план временное измерение, круговорот времени и определенная ритуальность, повторение и «бег на месте». Такой круговорот, несомненно, свойственен не только «женской работе» или «женской жизни», однако по крайней мере в контексте здешней выставки кажется знаковым:  с одной стороны повторение действует угнетающе и механизированно («безжизненный круг»), с другой стороны – несет в каком-то смысле  положительный заряд: одно и то же воспроизводится и дает стабильность (так называемый круговорот жизни), который говорит не только о провале в «продвижении вперед», но и, возможно, о ненадобности этого.

Мужских лиц на выставке маловато, но они присутствовали там в виде голосов: песня, доносящееся из ванны, а точнее, звуки («His Song», 2011). В видео «Unsocial Hours» – в роли так называемого диктора, косвенным способом также в произведении «Averse Body», исходным пунктом которого стало утверждение Ежи Гротовского об особой неприязни, об отсутствии доверия у проституток к своему телу. Ответы интервьюируемых на вопросы художницы могли бы принадлежать все равно каким женщинам. Иной раз в них больше самоуверенности, в другой раз – больше сомнения, но во всяком случае они, как кажется, опровергают тезис неприязни, связанный с профессией.

Лийна Сийб родилась в Таллинне в 1963 году. Училась на графическом отделении в Эстонской художественной академии, где в 2003 году защитила степень магистра по фотографии. Живет в Таллинне, с 2008 года работает в Эстонской художественной академии. В последние годы сосредоточилась на различных аспектах женственности, в том числе на социальном пространстве и субъективности. Организовала тридцать персональных выставок в Эстонии, Германии, Бельгии, Франции, Финляндии и Латвии. Участвовала во многих международных групповых выставках в Эстонии и за границей, в Европе, Азии и в США. Ее работы находятся в коллекциях Эстонского художественного музея Kumu, Тартуского художественного музея, в музее Moderna Museeti в Стокгольме, в музее Nürnbergi Neues Museum für Kunst und Design в Нюрнберге и в др.

Выставочная команда:
Художник Лийна Сийб
Комиссар Йоханнес Саар (ЭЦСИ)
Вице-комиссары Элин Кард (ЭСЦИ), Андрис Бринкманис
Команда Ану Аллас, Андрес Амос, Хейкки Бауэрт, Роомет Йакапи, Адам Каарма, Элин Кард, Рауль Келлер, Анна Кортелайнен, Ганс-Гунтер Локк, Эйлве Манглус, Агне Нарушюте, Тармо Мяннард, Тийт Раммул, Йоханнес Саар, Эло-Ханна Сельямаа, Андреас Троссек

Для выставки был подготовлен каталог, оформленный Адамом Каарма. Тексты для каталога написали Анна Кортелайнен, Агне Нарушюте, Эло-Ханна Сельямаа, редактор Андреас Троссек.

Проект был выбран в ходе открытого конкурса, в состав жюри входили Сиpье Хельме, Андрес Кург, Пеэтер Лауриц, Пирет Линдпере, Реэт Марк, Йоханнес Саар, Эне-Лийз Семпер.

EAS Logo